DSC_0419.jpgDSC_0420.JPGDSC_0454.JPGDSC_0518.JPGDSC_0641.JPGDSC_0652.JPGDSC_0660.JPGDSC_0683.JPGDSC_0687.JPGDSC_0997.JPGDSC_0998.JPGDSC_0999.JPGDSC_2441.JPGDSC_2502.JPGDSC_2526.JPGDSC_2557.JPGDSC_2562.JPGDSC_7331.JPGDSC_9715.JPGDSC_9873.JPGDSC_9884.JPGDSC_9906.JPGDSC_9913.JPGpt_polet8.jpgtroise19.jpg

Координационное совещание на тему: "Итоги деятельности по профилактике социального сиротства в районе Строгино в 2011 г. Взаимодействие субъектов профилактики в районе Строгино в 2012 г."

28 февраля2012 г. прошло координационное совещание на тему: «Итоги деятельности по профилактике социального сиротства в районе Строгино г.Москвы в 2011г. Взаимодействие субъектов профилактики  в районе Строгино в 2012г.

Мероприятие проведено в муниципалитете района Строгино комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав района Строгино.

В совещание приняли участие представители всех служб системы профилактики района Строгино: ответственный секретарь и инспектор КДН И ЗП района Строгино, представители общеобразовательных школ района,  начальник ОДН ОМВД России по району Строгино,  начальник отдела опеки и попечительства муниципалитета района Строгино, представители: управления образования, учреждений здравоохранения, учреждении социальной защиты населения, МЦ «Дети улиц» и т.д..

Главным вопросом был -профилактика социального сиротства на территории района Строгино.

Социальное сиротство – один из самых тяжелых симптомов болезни, поразившей современные российское общество и государство. Об этой проблеме нелегко говорить, но приходится, ведь речь идет о том, что важнее всего – о наших детях, о будущем нашей страны. По статистике, в минувшем году в России было зарегистрировано более 742 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И это только официальные данные. А сколько детей не попало в списки, сколько их стало сиротами сегодня или станет завтра? Возможна ли какая-то профилактика, есть ли пути преодоления социального сиротства в России? Чтобы понять это, необходимо сперва выяснить основные причины феномена сиротства.

В чем же они заключаются? В отсутствии ли необходимых социальных гарантий для семьи? В том ли, что создающиеся сегодня молодые семьи не могут быть уверены в своем будущем? В сексуальной ли свободе, ставшей частью нашей идеологии, благодаря чему современная молодежь психологически не готова к созданию семьи и, тем более, к воспитанию ребенка?

И в этом, и во многом другом. На первом месте здесь, конечно, общий низкий уровень жизни в стране, огромные экономические трудности, с которыми неизбежно сталкиваются молодые семьи: достаточно только вспомнить о средней стоимости жилья по стране. Но есть и ряд других, чисто психологических причин, ведь та или иная модель поведения двоих молодых людей, создающих собственную семью, идет из детства, зависит от того, в какой семье воспитывались они сами.

Один из наиболее распространенных социальных феноменов, непосредственно влияющих на статистику сиротства – материнское отказничество. Чаще всего оно обусловлено ранней или нежелательной беременностью, неготовностью к материнству или незавидной для матери перспективой – воспитывать ребенка в одиночестве. С отказницами должна проводиться серьезная психологическая работа, и, надо сказать, в большинстве зарубежных стран она давно и успешно проводится. Так, программа предупреждения социального сиротства в Швеции, США и ряде других стран предусматривает наличие при роддомах специальных женских кризисных центров, где с матерями-отказницами работает целый штат опытных психологов и социальных работников. Посетительницы таких центров могут пользоваться их услугами до четырех месяцев. Кроме того, государство обычно предоставляет одиноким матерям крупные ежемесячные пособия, позволяющие им не работать и сидеть с ребенком от трех до одиннадцати лет. В России же подобных методов профилактики раннего социального сиротства до сих пор не существует.

Но это лишь одна из проблем. Кроме психологической реабилитации отказниц мероприятия по профилактике социального сиротства должны включать работу с неблагополучными семьями. Ведь тот факт, что родители не отказались от ребенка сразу и пытаются его воспитывать, еще ни о чем не говорит. Очень часто неготовность родителей к ответственности за своего ребенка проявляется не сразу, а только при столкновении с определенными проблемами: потерей работы, жилья, болезнью одного из родителей. Очень часто подобные кризисные ситуации приводят к грубости и насилию в семье, к родительскому алкоголизму. Дети оказываются на улице или в интернате, пусть даже самом лучшем, но, все же, не способном заменить им семью. Программа по профилактике социального сиротства должна включать взаимодействие с такими семьями на всех стадиях. И сегодня для этого уже делаются некоторые шаги.

Профилактикой социального сиротства и работой с неблагополучными семьями занимаются у нас органы опеки и попечительства. Однако нельзя сказать, чтобы эта система работала эффективно. Доставшаяся нам в наследство еще с советских времен, она изначально не была рассчитана на тесное взаимодействие с семьей. Предполагалось, что на конкретную семью должны воздействовать такие общественные объединения как профсоюзы, комсомол, парторганизация – самые тонкие и чуткие (в кавычках) психологи советского государства. Создатели системы не сомневались, что неблагоприятные случаи будут единичными. Существовала даже норма: один инспектор на пять тысяч детей. Разумеется, ни о какой профилактике социального сиротства в подобных условиях и речи быть не могло. Основной акцент делался, и, отчасти, делается до сих пор не на профилактике сиротства, а на содержании и развитии специальных учреждений для детей-сирот, которые, как уже говорилось выше, по определению не способны заменить ребенку семью.

Сегодня, как на государственном уровне, так и в среде наиболее инициативных общественных организаций, предпринимаются определенные попытки профилактики сиротства и безнадзорности, однако о полной ликвидации социального сиротства как явления говорить еще очень преждевременно. К примеру, не так давно правительством Москвы был принят проект о профилактике социального сиротства. Одно из основных положений этого документа предполагает тщательное выявление неблагополучных семей и оказание им адресной помощи, психологической и материальной. Выявление неблагополучных семей должно входить в обязанности сотрудников всех учреждений, работающих с населением – милиции, детского сада, школы. С департаментом семейной политики может связаться каждый, кому что-либо известно о таких семьях.

Помимо государства в деле преодоления социального сиротства огромную роль играют общественные организации. На сегодняшний день в России существует целый ряд фондов профилактики социального сиротства и защиты детей от жестокого обращения; работают телефоны экстренной помощи детям, подвергающимся всем видам насилия в семье или находящимся в условиях социальной депривации. В 2010 году стартовала Общенациональная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми и нарушению прав ребенка.

Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. Однако, такая работа проводится, к сожалению, далеко не повсеместно.

Что же касается тех детей, которые уже остались без попечения родителей, для тех, кто готов их усыновить, сегодня предусмотрены специальные льготы и много делается для упрощения самой процедуры усыновления. В частности, с недавних пор успешно действует такая практика возмездной опеки над детьми-сиротами как приемная семья, получающая за воспитание ребенка пособие от государства.

Социальное сиротство – одна из самых печальных реалий жизни нашего общества. Множество людей по долгу службы или добровольно работает сегодня над решением этой острой проблемы. Но предупреждение социального сиротства – это не только дело департаментов по семейной политике и общественных организаций. Это дело каждого из нас. Только от нас самих зависит, будут ли наши дети окружены лаской и заботой любящих родителей или вынесут из детства лишь тяжелую, никогда не заживающую психологическую травму.

Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать.

Сегодня одним из критериев эффективности межведомственной работы с семейным неблагополучием является устойчивая динамика снижения количества родителей, лишенных родительских прав. Как следствие, уменьшилось и число детей, ставших социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав. Более активно стали применять такую профилактическую меру, как ограничение в родительских правах, которая дает еще один шанс самой семье и мобилизует специалистов различных служб на работу с ней. Одна из основных задач органов опеки и попечительства - возвращение детей в кровные семьи. Проводится межведомственная работа по выявлению фактов семейного неблагополучия, семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации.

Индивидуальной профилактической работой охвачено множество неблагополучных семьи, в которых воспитываются  дети. Из общего количества неблагополучных семей можно выделить:

- родители употребляют спиртные напитки,

- родители употребляют наркотические вещества,

- один из родителей имеет психическое заболевание,

 - родители ведут антиобщественный образ жизни,

- где были отмечены факты жестокого обращения родителей со своими детьми.

В 2011 году большое количество семьи  были выведены из социально-опасного положения или трудной жизненной ситуации, родители встали на путь исправления, благодаря работе всех учреждений системы профилактики, которые оказывали им помощь.

Приоритетными направлениями профилактической деятельности также являются: организация своевременной и эффективной профессиональной помощи несовершеннолетним, контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, переданных на воспитание в замещающие семьи, интернатные учреждения, реализация мер по профилактике негативных проявлений в семье, детской, подростковой среде, организация межведомственного взаимодействия в этой сфере различных ведомств, общественных организаций.

По итогам координационного совещания, принят проект  муниципальной программы «По профилактике и преодолению социального сиротства на территории района Строгино в городе Москве « на 2012-2016гг.