DSC_0419.jpgDSC_0420.JPGDSC_0454.JPGDSC_0518.JPGDSC_0641.JPGDSC_0652.JPGDSC_0660.JPGDSC_0683.JPGDSC_0687.JPGDSC_0997.JPGDSC_0998.JPGDSC_0999.JPGDSC_2441.JPGDSC_2502.JPGDSC_2526.JPGDSC_2557.JPGDSC_2562.JPGDSC_7331.JPGDSC_9715.JPGDSC_9873.JPGDSC_9884.JPGDSC_9906.JPGDSC_9913.JPGpt_polet8.jpgtroise19.jpg

День борьбы с коррупцией

День борьбы с коррупцией

Разъясняет Хорошевский межрайонный прокурор г. Москвы
Шурыгин Никита Анатольевич

 

Международный день борьбы с коррупцией отмечается ежегодно 9 декабря, начиная с 2004 года. В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. В России его начали отмечать с 2008 года, после присоединения в к ГРЕКО – группе государств против коррупции.

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры. Одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры является реализация мер, направленных на борьбу с коррупцией.

Работа прокуратуры ориентирована не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

Антикоррупционное законодательство довольно объемное, однако зачастую слово «коррупция» у граждан ассоциируется лишь только со «взяточничеством». Однако законодательство о противодействии коррупции включает в себя нормы не только Уголовного кодекса Российской Федерации, но Федеральный закон «О противодействии коррупции», ряд других федеральных законов, а также Национальный план и Национальную стратегию противодействия коррупции.

Коррупция – это не только дача взятки или получение взятки, но и злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды.

Органы прокуратуры, используя свои полномочия, вправе обязать должностных лиц устранить коррупционные нарушения, поставить пред следственными органами вопрос об уголовном преследовании за коррупционные преступления, принять меры к возмещению причиненного ущерба. Большинство принимаемых мер носят упреждающий предупредительный характер.

Так значительная часть нарушений выявляется при изучении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, когда  чиновники представляют недостоверные сведения или нарушают запреты и ограничения при прохождении государственной или муниципальной службы.

В последнее время одним из эффективных средств борьбы с коррупцией является привлечение юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица. Штрафы по данной статье большие – не менее 1 млн. рублей.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» определено, что профилактика коррупции в том числе осуществляется путем установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, в случае непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Аналогичные меры противодействия коррупционным проявлениям предусмотрены и к депутатам представительных органов местного самоуправления.

Так Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено что, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных названным законом и иными федеральными законами.

К наиболее распространенным административным правонарушениям коррупционной направленности в 2017 году можно отнести незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего, это ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. так в 2017 году по материалам межрайонной прокуратуры привлечено к административной ответственности 6 лиц. Штрафы тоже не малые, на юридическое лицо – 100 тыс. рублей.

Федеральным законом установлена обязанность работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы определенной категории в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора прежнему работодателю по последнему месту службы бывшего госслужащего.

Проблема в том, что коммерческие компании зачастую не знают об этой обязанности.

Противодействие коррупции – это совместная деятельность всех государственных органов, институтов гражданского общества и граждан. Одним из источников получения информации о фактах коррупции, являются обращения граждан и юридических лиц.

Обращения о нарушениях законодательства о противодействии коррупции граждане и организации могут направлять в Хорошевскую межрайонную прокуратуру г. Москвы по адресу: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 33, корп. 1.