Памятка об основных способах дистанционного мошенничества
Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости (например желание обогащения) и чувства (сострадания и обеспокоенность за близких) в своих корыстных целях.
Основные известные схемы дистанционного(телефонного) мошенничества:
- Случай с родственником.
Мошенник представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом
по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления. Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции и уверенным тоном сообщает, что сейчас необходимо передать деньги какому-либо человеку
или перевести на счет, в таком случае родственник или знакомый будет освобожден.
- Розыгрыш призов.
На телефон абонента сотовой связи приходит смс-сообщение, из которого следует, что в результате проведенной лотереи он выиграл автомобиль. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается посетить определенные сайт
и ознакомиться с условиями акции, либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Далее мошенники сообщают о необходимости выполнения необходимых формальностей (уплаты госпошлины, оформления необходимых документов, оплаты за комиссию перевода), обладателю выигрыша необходимо перечислить на счет указанную сумму, а затем набрать определенную комбинацию цифр и символов, якобы для проверки поступления денег на счет и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции,
счет обнуляется, и мошенники исчезают в неизвестном направлении.
- СМС-просьба.
Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони
по такому-то номеру, если номер не доступен, положи на него определенную сумму и перезвони». Человек пополняет счет и перезванивает, телефон по-прежнему недоступен, а деньги вернуть невозможно.
- Платный код.
Поступает звонок, якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
- Новая схема телефонного мошенничества «Фишинг».
Одной из распространенных схем киберпреступников в последние годы стал «Фишинг» — это вид мошенничества, при котором злоумышленники под любым предлогом вынуждают предоставлять конфиденциальные данные о владельце кредитной карты. Для получения доступа к данным мошенники используют мнимого «операциониста» банковского сектора. Клиенту банка поступает звонок с незнакомого московского номера, начинающего на 495, где ему сообщают о возникших проблемах с картой,
а служба безопасности банка якобы предотвратила попытку несанкционированного списания денежных средств. «Банковские работники» стараются последовательно получить всю личную информацию, присылают новые пароли и ПИН-коды в СМС-уведомлениях, после чего предлагают различные возможные варианты защиты.
- Хищение с карт, подключенных к опции бесконтактных платежей.
Для проведения оплаты по такой карте достаточно приложить ее к терминалу. Ввод ПИН-кода не требуется, если сумма покупки не превышает 1000 рублей, чем
и пользуются злоумышленники.
Чтобы получить деньги, мошеннику даже не понадобится воровать карту клиента. Достаточно поднести (например, в общественном транспорте) устройство к сумке или карману владельца, после чего денежных средства спишутся автоматически.
Для подобных целей мошенники изготавливают самодельные переносные считыватели или используют банковские терминалы, оформленные по фиктивным документам.
Приведенный перечень мошеннических схем не ограничивается приведенными примерами. Преступники находят все новые и новые схемы и способы для достижения своих преступных целей.
Как уберечься от телефонных мошенников?
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких:
-не следует доверять звонкам и сообщениям, о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно, если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими денежными средствами.
-не следует отвечать на звонки и СМС-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить деньги на счет;
-не следует сообщать по телефону кому бы то ни было сведения личного характера.
Своевременное обращение в правоохранительные органы может помочь другим людям не попасться на незаконные уловки телефонных мошенников.
Противостоять мошенникам возможно лишь повышенной внимательностью, здравомыслием и бдительностью!